Все о... Торрефикации

Контролируемая термообработка древесины может показаться безумной идеей, но некоторые производители гитар превозносят ее как значительное достижение в области улучшения звука. Так что же такое торрефикация - реальность или просто полуфабрикат?

Многие гитаристы гонятся за винтажным тембром, но большинство из нас предпочли бы не переплачивать за него, поэтому в последние десятилетия уделяется много внимания вопросу поиска простого и эффективного решения. Однако проблема заключается в том, что несмотря на потраченное время и усилия, уникально сконструированные звукосниматели и их детали неизменно прикручиваются или приклеиваются к корпусам гитар, изготовленных из относительно свежей древесины.

Термическая обработка древесины для гитары

Если мы признаем, что винтажные инструменты звучат иначе, чем даже самые точные копии и переиздания, то следует признать, что именно древесина и ее возраст являются определяющим фактором. Большинство тех же пород дерева, которые использовались для довоенных акустик Martin, Gibson 1950-х и Fender 60-х годов, по-прежнему доступны и широко используются. В данном случае "одно и то же дерево, но разный звук" подразумевает, что древесина меняется по мере старения.

К счастью, процесс старения древесины - давно известная область научных исследований, которые находятся далеко-далеко от мифов продавцов винтажных гитар и смелых фантазий фанатов гитар Gibson Les Paul. Теперь похоже найден недостающий кусочек пазла для создания винтажного звука.

Вы, несомненно, слышали такие слова, как торрефикация, обжиг, темперирование, карамелизация и ректификация - но все они означают одно и то же. Мы говорим о термической обработке древесины, чтобы сократить процессы старения с десятилетий до нескольких часов. Смысл в том, что если вы сможете вызвать изменения на молекулярном уровне, которые сделают физические свойства свежего дерева более похожими на его десятилетний аналог, то следом изменятся и звуковые характеристики.

Несмотря на то, что торрефикацию называют новейшим способом достижения винтажного звучания, она существует со времен морских путешествий викингов. Так что же это такое и почему в последнее время наделало так много шума?

Проблемы термообработки

Очевидно, что звук не был главным приоритетом для кораблестроителей. В чем они действительно нуждались, так это в прочных морских судах, которые оставались бы водонепроницаемыми. Даже хорошо высушенная древесина подвержена изменениям температуры и влажности - особенно когда она часто погружается в воду.

Викинги использовали торрефицированную древесину, поскольку она впитывает меньше влаги и ее размеры, и форма с большей вероятностью останутся неизменными после строгания и распиловки. Другими словами, она прочнее и стабильнее, а также легче, а значит, одинаково хорошо подходит для кораблестроения, изготовления деревянных полов и гитар.

Производители гитар, такие как Rickenbacker, уже давно используют термически обработанную древесину именно по этой причине, не заявляя при этом о своем превосходстве в звуке. В последние годы компания Gibson использует торрефицированный клен для изготовления некоторых грифов в качестве альтернативы палисандру.

Процесс торрефикации предполагает запекание древесины в бескислородной среде при температуре, превышающей температуру в обычных печах для выдержки древесины. Если довести этот процесс до логического завершения, то в итоге вы получите древесный уголь, но на самом деле древесина просто темнеет в зависимости от того, как долго ее обжигали.

Изменение цвета происходит в результате химических реакций между белками древесины и ее натуральными сахарами, и цвет торрефицированного клена может варьироваться от мягкого янтарного до глубокого красновато-коричневого, близкого к вишневому или даже ореховому. Аналогичные результаты можно наблюдать и с елью, причем изменение цвета происходит по всей древесине.

Грациозное старение древесины

Лютье из штата Мэн Дана Буржуа одним из первых в США начал использовать торрефицированную древесину. Он рассказал, что свежесрубленная древесина состоит в основном из целлюлозы, связанной с лигнином, и содержит летучие элементы, включая "смолы, сахара, масла и... значительное количество воды".

Торрефикация древесины для гитары

Выдержка древесины уменьшает содержание воды, но цель состоит в том, чтобы гарантировать, что любая потенциальная усадка или коробление происходят только во время процесса изготовления, а не после сборки гитары. Однако выдержка не удаляет летучие элементы, которые якобы гасят резонанс и замедляют переходные характеристики древесины.

Буржуа описывает, как в течение нескольких десятилетий эти летучие вещества в конце концов покидают древесину, "окисляясь, выделяя газ и минерализуясь. В результате медленной химической реакции выделяется газ и остается минеральный осадок. Лигнин также застывает, как клей, удерживая целлюлозу". После этого древесина становится легче, жестче и быстрее реагирует, по отношению к своему первичному состоянию, когда только-только изготовили гитару.

«Великий обжиг» выдержанной древесины

Торрефикация уже выдержанной древесины ускоряет этот процесс, так как высвобождает летучие вещества, содержащиеся в древесине, и оставляет после себя минеральные остатки. Это также вызывает изменения в клеточной структуре, которые в обычном случае заняли бы полжизни. Переход от открытой к закрытой клеточной структуре препятствует повторному увлажнению древесины. Другими словами, если древесина высохла, она останется сухой.

Когда акустические гитары высыхают, древесина стремится к усадке, но клеевые соединения остаются прочными. Именно поэтому могут появиться трещины и расслоения, которые очень часто можно увидеть на старых акустических инструментах. Поэтому нам советуют поддерживать влажность для полномассивныех гитар. Но, хотя это предотвращает появление трещин, это также препятствует процессу старения, описанному Буржуа.

Следовательно, ваша хорошо увлажненная акустика может звучать превосходно, и вы можете быть спокойны что храните ее правильно, однако вы вряд ли услышите от нее "винтажное" звучание в течение своей жизни. А если вы попытаетесь ускорить процесс старения, высушивая гитару, у нее, скорее всего, появятся проблемы с деформацией и растрескиванием.

Это важнейший аргумент в пользу изготовления акустики из торрефицированной древесины. Поскольку торрефицированная древесина негигроскопична, она гораздо меньше подвержена расширению или сжатию, а значит, гитары будут менее восприимчивы к атмосферным воздействиям и меньше подвержены растрескиванию.

Считается, что торрефицированная древесина обладает жесткостью и быстрым тональным откликом, свойственным древесине десятилетнего возраста, поэтому она звучит более "винтажно". По сравнению с выдержанной, но не торрефицированной древесиной звук более стабилен, поскольку она менее восприимчива к атмосферным воздействиям. Именно эти звуковые преимущества, а не повышенная стабильность, объясняют, почему термообработанная древесина попала в поле зрения гитарных мастеров.

Разница в звуке торрефицированной и винтажной гитары

Так что же это - просто уловка, или в торрефикации есть что-то выходящее за рамки хитрого маркетинга?

Хотя мы не проводили таких тестов, которые позволили бы получить множество убедительных эмпирических доказательств, несколько членов команды сформировали свое мнение на основе DIY-сборки и знакомства с инструментами с обзоров.

Недавно мы использовали цельный термообработанный гриф Allparts в сборке партскастера и были очень впечатлены его внешним видом и ощущениями. Несмотря на массивный профиль 50-х годов, он был легким по весу, а при постукивании по грифу издавал чистую ноту, которая звучала целых две секунды.

Несмотря на то, что он был прикручен к легкому, но не торрефицированному корпусу из ясеня, гитара оказалась одним из самых громких, живых и резонирующих инструментов T-style, с которыми мы когда-либо сталкивались. Этот первый опыт создания гитары с использованием торрефицированных деталей был, мягко говоря, захватывающим.

Что касается электрогитар, то наш редактор недавно сделал обзор двух новых инструментов Novo от Денниса Фано, оба из которых имеют корпуса из торрефицированной сосны и грифы из термообработанного клёна. Он высоко оценил их акустический объем и резонанс.

Что касается акустики, то автор недавно познакомился с Bourgeois D-Custom с торрефицированным топом из адирондакской ели и со знаменной моделью Alister Atkin's The Forty Three. Специализированное звуковое оформление Bourgeois не позволило оценить, обладает ли его торрефицированный топ какими-либо "винтажными" характеристиками, но Atkin стал абсолютным откровением, даже несмотря на то, что он был чуть слабее Fairbanks-версии Gibson Nick Lucas и пары гитар Gibson 1930-х годов, представленных в Vintage Bench Test.

Fairbanks - безусловно, превосходная акустическая гитара, но в ее звучании нет ничего особенно "винтажного"... пока. В противоположность этому, Atkin действительно звучит как винтажная Gibson прямо из коробки, с блеском и сухим древесным оттенком, который ранее мы не ожидали услышать у новой акустической гитары. Это еще одна гитара, которая получила высшие баллы.

Несмотря на то, что выводы команды G&B были получены независимо друг от друга, они оказались очень близкими. Долгосрочную структурную стабильность сложно предсказать, но наш опыт показывает, что термообработанные породы музыкальной древесины, используемые в новых акустических и электрогитарах, могут внести значительный вклад в звук и динамические характеристики, которые обычно ассоциируются с винтажными инструментами.

Источник материала: перевод на русский язык https://guitar.com/guides/essential-guide/all-about-torrefaction/