Феномен «разыгрывания»

Время от времени на гитарных форумах начинается жаркая дискуссия об истинности утверждения о «разыгрывании» гитары после того, как на ней поиграли некоторое время. Идея заключается в том, что абсолютно новой гитаре необходимо испытать вибрацию в течение времени, чтобы раскрыть свой звук. Я сторонник лагеря тех, кто верит, что это правда.

Также вы можете встретить множество гитаристов, имеющих противоположное мнение, например «что видите, то и получаете».

Как работает феномен «разыгрывания»

Я испытал этот феномен на многих гитарах, и сейчас обнаружил, что мой относительно новый Martin M-36 начинает разыгрываться. Сустейн, глубина звука, резонанс, ясность и каждая нотка Martin-овских обертонов прекрасно раскрываются. Плюс, я всегда любил удобный размер этой модели, когда-то известной как серия 0000. Так что последние несколько недель моей не менее замечательной модели Martin Custom Shop D-35 Seth Avett было немного одиноко, но в ближайшее время я снова возьму ее в руки. Она слишком хороша, чтобы о ней забывать.

Нужно ли разыгрывать премиальную гитару?

Феномен разыгрывания характерен для премиальных полномассивных гитар, и в меньшей степени проявляется на инструментах с нижней декой и обечайками из ламината. Параметры, способствующие разыгрыванию сложны, но их достаточно легко понять. Новая гитара никогда не испытывала достаточно вибрации, поэтому такие вещи как клей и покрытие еще не раскачались (говорю так за неимением лучшего определения) до своего максимума. Так что иногда сложно точно предположить, как будет звучать гитара, когда вы слушаете ее в музыкальном магазине. Но есть один трюк, о нем расскажу далее.

Почему винтажные гитары стоят дорого?

Почему некоторые винтажные гитары стоят тысячи долларов? После 60, 70, 80 или более лет разыгрывания, премиум-гитары достигают своего максимального звукового потенциала. Все это в сочетании с естественным старением древесины (часто такого сорта, который больше не используется) создают волшебство, о котором мечтают гитаристы.

Когда я пытаюсь объяснить феномен винтажных гитар ученикам, которые уже провели свои мини-исследования готовясь купить премиальный инструмент - часто использую аналогию с вином. Может ли обычный человек почувствовать разницу между винтажным Chateau Lafite Rothschild 1960-х годов и калифорнийским каберне за 10 долларов? Вероятно, в той или иной степени да. Но стоит ли это Chateau Lafite в 100 раз больше? Это может решить только настоящий ценитель вина.

Стоит ли полностью разыгранный Martin Herringbone D-28 1937 года в сто раз больше, чем стоковый D-28, сделанный в этом году? Если у вас очень глубокие карманы и вы одержимы звуком, то возможно. Таких людей не так уж много, поэтому я не могу это комментировать. Я знаю, что после игры на нескольких довоенных Martin D-28 и D-18 в некоторых (но не во всех!) из них есть что-то особенное. Признаюсь, если бы я когда-нибудь выиграл суперприз в лотерею, я бы совершил несколько поездок по стране, чтобы послушать еще несколько!

Чего ожидать от новой премиальной гитары?

Так чего же можно ожидать от новой гитары премиум-класса и когда - и насколько она может разыграться? По-настоящему хорошая гитара будет звучать по-настоящему хорошо с самого начала. Уже довольно давно некоторые производители, такие как Дана Буржуа, ускоряют процесс разыгрывания, "запекая" древесину, из которой сделана верхняя дека, и, по крайней мере, в случае с инструментами Даны, результаты получаются весьма необычными. Этот процесс, известный как "торрификация", медленно высушивает древесину, и в результате вы получаете звучание старой, изрядно потрепанной гитары. Я играл на нескольких других гитарах с "запеченной" верхней декой, и результаты были не столь впечатляющими, как у гитары Даны. Я недолго владел Martin и Eastman с торрифицированными верхними деками, и ни одна из них не звучала очень хорошо, они звучали практически хрипло на мой взгляд.

Много лет назад один из производителей широко рекламировал свои гитары, подвергая их несколько недель или месяцев выдержке на подставках в большой комнате с музыкой, звучащей из больших колонок. Он утверждал, что это отличный способ разыграть гитару с помощью музыкальных звуковых волн.

Я не имею ни малейшего представления об обоснованности этого подхода, и этот процесс канул в лету гитарной истории.

Я считаю, что частая и длительная игра на гитаре, когда она совсем новая, - лучший способ ускорить процесс разыгрывания. Но есть несколько параметров, которые повлияют на то, сколько времени займет этот процесс.

Что влияет на «разыгрывание» гитары?

  • Влажность или ее отсутствие влияет на звучание как новых, так и старых гитар (еще один источник споров на гитарных форумах, но я остаюсь при своем мнении!). Если гитара живет в очень влажном климате, трудно, если вообще возможно, получить точное представление о том, насколько хорошо она может звучать. Это просто потому, что дерево впитывает влагу и не может вибрировать в полную силу. Если вы живете в таком месте, попробуйте использовать осушитель воздуха в комнате, чтобы дать гитаре возможность высохнуть. Вам понравится то, что вы услышите.
  • Если вы поступаете так, как предлагаю я и играете на новой гитаре часто и подолгу, имеет смысл вложить деньги в несколько комплектов гитарных струн и менять их довольно часто. Это даст лучший результат по сравнению с использованием старых, «мертвых», безжизненных струн. Но есть одно замечание. Некоторым людям нравится звук старых струн, особенно владельцам Gibson, которые считают, что "деревянный" звук таких гитар, как классическая J-45, при атаке по струнам — это райское звучание порванных струн и именно так должны звучать гитары. Я с этим не согласен, мне нравится звук свежих струн, и я часто меняю свои струны. Вам придется решить, какой тип звучания вы предпочитаете, но я думаю, что все согласятся, что очень старые, потертые струны ничего не дают для звучания гитары премиум-класса.
  • Некоторые предпочитают использовать устройство под названием Tone Rite, которое крепится к верхней деке на несколько дней или дольше. Оно вибрирует с низким гулом, и считается, что это раскачивает клей и покрытие, что приводит к более "открытому" звуку. Некоторое время назад у меня был такой прибор, и я использовал его на совершенно новой Martin OM-28. Я оставил его работать примерно на четыре дня, и да, в звуке была едва заметная разница, но ничего особо выдающегося. Однако некоторые люди утверждают, что результаты были поразительными. Если вы решите попробовать одну из этих штуковин, обязательно подвесьте гитару на время использования или хотя бы оставьте ее на гитарной стойке с минимальным количеством точек соприкосновения, чтобы стимулировать максимальную вибрацию. Если вы оставите гитару в чехле во время использования Tone Rite, разница в звучании будет не очень большой, если вообще будет, так как чехол поглощает большую часть вибрации.

На прошлой неделе я снова побывал в гостях у всемирно известного лютье Стива Коннора, который живет всего в нескольких милях от меня. Провести время со Стивом, увидеть его последние потрясающие творения (он делает в основном классические гитары) и поболтать с ним о гитарных делах — это всегда удивительное удовольствие. Я принес свою D-35, чтобы он посмотрел ее, и он очень хвалил ее звук и конструкцию. В какой-то момент он начал постукивать по бриджу и сказал: "Да, это примерно G". Я спросил, что он имеет в виду, и он объяснил процесс "настройки", который производители струнных инструментов использовали на протяжении веков, чтобы предсказать, как будет звучать инструмент еще до того, как он полностью готов. Все дерево резонирует на определенной частоте, и знание того, что инструменты, резонирующие на определенных частотах, будут более склонны к басам или высоким частотам, позволяет мастеру модифицировать такие вещи, как расположение пружин, чтобы подчеркнуть или ослабить эти тенденции. И если верить приложению Стива Peterson tuner, то он попал в точку. Мне нравится звук этой гитары, и в следующий раз, когда я окажусь в гитарном магазине, я обязательно воспользуюсь этим методом прослушивания, чтобы оценить, как будет звучать новая гитара, когда ее разыграют.

Сколько времени займет разыгрывание?

Извините, но точного ответа на этот вопрос нет. По моему большому опыту работы с новыми Martin я могу сказать, что это может занять от пары месяцев до года, учитывая все вышеперечисленные переменные.

Но, как ни печально признавать, возможно, я слишком рано отказался от некоторых гитар. Я не могу не задаться вопросом, не начали ли теперь петь голосами ангелов некоторые из тех Martin, которые я продал из-за плохого звука?

Источник материала: перевод на русский язык https://www.capecodacoustics.com/acoustic-guitar-blog/the-phenomenon-of-opening-up